Спрогнозировано будущее китайского автопрома в РФ: подомнут ли под себя российскую промышленность
Когда Россия избавится от засилья «поднебесного» автопрома
Засилье китайского автопрома на отечественном рынке уже никого не удивляет: продажи «поднебесных» авто растут как на дрожжах. Но при этом никто, похоже, не задумывается, что будет, если политический вектор изменится и китайцы свернут сотрудничество с Россией. Мы опять окажемся у разбитого корыта, как это случилось после ухода из РФ «приличных» автопроизводителей. Возможно ли такое развитие событий и как долго наш авторынок будет зависеть от весьма агрессивной и алчной экспансии наших новых восточных партнеров, порталу «АвтоВзгляд» рассказал доктор экономических наук Никита КРИЧЕВСКИЙ.
— Давайте сразу про этот ваш вектор и его возможное изменение. Это все, конечно, наветы и домыслы. Никакого смысла нет ни для России, ни для Китая его менять. Абсолютно никакого. Возникают, конечно, некоторые трудности во взаимных расчетах, логистике, балансе экспорта-импорта, но из мухи не надо раздувать слона. Так что вернемся к автомобилям.
— Сегодня на китайские машины в России приходится около 70% продаж. Однако стоят они как чугунный мост и массовому, небогатому в большинстве своем, потребителю недоступны. И если уж мы так круто «задружились» с китайскими товарищами, то почему, например, не идем на снижение пошлин, акцизов, других платежей в торговле с Китаем хотя бы в автосегменте, где у нас по-прежнему существуют серьезные проблемы: гигантский отложенный спрос, стареющий автопарк, растущие сроки владения автомобилем?
— Ну почему не идем? Мы-то как раз с открытой душой! У нас, к слову, те же пошлины — стабильные. Но в этом вопросе перевес пока на стороне китайцев. Рост цен в том числе и на автомобили идет именно с той стороны. Связано это с тем, что если говорить об авторынке, то китайцы почувствовали и прочувствовали нашу безвыходную ситуацию, чем вовсю и пользуются, взвинчивая отпускные цены для нас.
— Все-таки взвинчивая, и только для нас?
— Именно так!
ДЕШЕВЛЕ НЕ БУДЕТ
— Но вот, скажем, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) г-н Подщеколдин не устает утверждать, что в КНР машины стоят в 2–2,5 раза дешевле, но именно фискальная политика наших властей плюс, понятное дело, недешевая логистика приводят к тем прайсам, что мы наблюдаем в автосалонах.
— Ну, это только его мнение. Не забывайте, что он лоббирует интересы автодилеров, трейдеров, кровно заинтересованных в том, чтобы получать как можно большую маржу. Они не будут продавать автомобили дешевле. Если машину покупают сейчас по этим ценам, какой резон их снижать? То есть перед нами довольно лицемерная позиция, поддерживающая заинтересованных лиц — серьезных дистрибуторов, крупнейших автодилеров, которых глава РОАД и представляет.
Автобизнес — далеко не самый маржинальный вид деятельности. И китайцы эту маржу искусственно поддерживают, в принципе не думая опускать цены. Чему, к слову, российские автокупцы откровенно рады. И тем и другим подобное положение вещей только на руку: зачем демпинговать, если как покупали, так и покупают, и будут покупать. И даже если государство снизит пресловутые пошлины, прайсы в автосалонах ниже не станут: мы это проходили уже не раз.
В целом же китайцы ведут в отношении России очень недальновидную политику. Они почему-то уверены, что доминируют и будут доминировать у нас неопределенно продолжительное время и поэтому могут позволить себе диктовать условия. При этом очень активно «столбят» наш рынок под себя, пока весьма успешно занимая места сбежавших из страны компаний. Причем обживаются не только в шоу-румах автодилеров, но и подгребают под себя сборочные производства, будь то столичный регион, Калининград, Питер или Нижний. Но так или иначе поставки западной автотехники возобновятся, и, замечу, произойдет это скорее рано, чем поздно. И нашим восточным партнерам, естественно, придется потесниться. Но как затем будет переформатироваться рынок, сегодня сказать сложно. И, разумеется, нельзя забывать и об отечественном автопроме, который еще подкинет тем же китайцам немало неприятных для них сюрпризов.
ДОЛГО ЗАПРЯГАЕМ
— Вот это звучит весьма оптимистично. Но сумеем ли мы за столь короткий срок хоть что-то противопоставить натиску новоявленного «царя горы»? Разве у нас что-то делается для реального развития отечественного автопрома, начиная с разработки собственных, а не заимствованных — от, скажем, Renault — платформ. Да еще чтобы в разных сегментах? А разрушенное производство компонентной базы для автозаводов? Ту же АКП для LADA Vesta берем у китайцев. Что уж говорить про разные электронные ассистенты типа ABS и ESP, изготавливаемые у нас, но из тех же китайских комплектующих?
— Знаете, сидя на берегу, мы не можем знать, что происходит в глубинах реки. А там (об этом никто в открытую говорить не будет, поскольку это, по сути, государственная тайна) происходят очень существенные изменения. О них не сообщается прессе, что, к слову, очень правильно. Но сотни тысяч людей работают сейчас над тем, чтобы запустить, скажем, собственные новые производства, в том числе и в автосегменте. Пока этот процесс идет ни шатко ни валко. Но рано или поздно дело пойдет, да еще как! Особенно после недавнего поручения президента РФ премьер-министру Михаилу Мишустину подготовить при участии правительств Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калужской областей предложения о создании автомобилестроительного кластера в срок до 1 августа 2024 года.
Что касается чисто отечественных платформ для наших новых машин. Мы не знаем достоверно, есть они или нет. Иными словами, если сегодня широкая публика не видит каких-то грандиозных подвижек в автомобилестроении, то это не значит, что они не произойдут уже завтра.
— А с чего бы им случиться завтра…
— Да потому что, как я уже сказал, работа — и очень кропотливая, и совершенно неафишируемая — идет. Вы ее не видите, и это, повторю, хорошо! Ведь как только она станет публичной, против разработчиков и строителей тех же платформ начнется очень серьезная кампания. Тут же появятся корпорации с большими деньгами, которые будут делать все (в том числе и с использованием коррупционных схем), чтобы задушить процесс и ради своей наживы оставить все как есть.
Поэтому у китайцев очень непростая задача в России. Для сохранения своих нынешних позиций на рынке им необходимо подмять под себя российскую промышленность, задушив все свободные ростки, в том числе в автопроме. Но это, конечно, им вряд ли удастся, даже несмотря на то, что в нашем отечестве «китайская партия» — особенно среди руководителей среднего звена — довольно сильна.
Однако сегодня Правительство РФ довольно жестко настаивает на все большей степени локализации автопроизводств, подталкивая к этому и азиатов через, скажем, повышение ставки утильсбора… Но идут на это китайцы? Крайне неохотно. Компания Haval, прописавшаяся в Тульской области, в этом смысле — чуть ли не единственный положительный пример. Во всех остальных случаях мы по-прежнему только колеса к восточной технике прикручиваем.
— Возможно, дело в излишне либеральной политике нашего государства?
— Отчасти да. Например, властям абсолютно ничего не стоит внедрить обязательный порядок формирования парка такси исключительно за счет машин российской сборки. Но до сих пор вопрос окончательно не урегулирован, хотя эту меру поддержали и правительство, и президент.
Такая же история и с пересадкой чиновников на авто, собранные в России. Почему-то все решили, что уже имеющиеся в ведомственных автопарках европейские-японские-корейские машины должны доходить до конца срока своей эксплуатации. Почему? Если сейчас их можно продать по вполне интересной цене, а завтра — уже за бесценок.
Есть, конечно, и другие примеры того самого излишнего либерализма, что совершенно не подталкивает восточных партнеров к строительству у нас своих сборочных предприятий. Им, повторю, в нынешних реалиях проще и выгоднее транспортные средства к нам завозить, чем у нас производить.
— И в этом смысле у нас вся надежда на развитие собственного автостроения. Но не поленюсь спросить еще раз, не беспочвенна ли она?
— Ни в коем случае нельзя считать, будто у нас заскорузлое государство и еще более заскорузлый автопром. И если, скажем, где-то что-то производится в недостаточном количестве или по устаревшим технологиям, как, например, на Ульяновском автозаводе, то это не значит, что в Тольятти или Калининграде происходит то же самое. Повторю еще раз: если мы с вами чего-то не знаем, это не значит, что этого нет. В недрах отечественной автомобильной промышленности идет большая работа, не требующая по уже названным выше причинам большой публичности. Просто русские долго запрягают…
ЛИШНЯЯ КОПЕЕЧКА
— Но вернемся к текущей ситуации на авторынке. По итогам трех первых месяцев года, один из которых — полупраздничный, а второй — слегка укороченный, реализация новых легковушек в России не просто выросла, а рванула в космические дали: дилерам удалось пристроить без малого 330 692 авто. То есть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года автопродажи поднялись на 93%, вплотную приблизившись к показателям досанкционного 2021-го. Однако большинство экспертов рынка внятно объяснить случившийся скачок спроса в «неурожайное» время, всегда отличавшееся сугубой вялостью покупателей, не смогло. Профессор, чем же все-таки можно объяснить невиданное буйство потребительской активности в автосегменте последних месяцев, подтвержденное к тому же фантастическим объемом выданных автокредитов?
— Тут все очевидно. В минувшем году в стране серьезно (по разным оценкам — на 20–30%) выросли зарплаты. И это очевидный факт.
— Вот и недавний опрос Фонда «Общественное мнение» свидетельствует, что за последние месяцы материальное положение наших соотечественников даже с учетом инфляции как минимум не изменилось, а то и улучшилось. Об этом заявили более 81% респондентов.
— И рост доходов граждан продолжается! Связано это в том числе и с тем, что в прошлом году в стране значительно выросла денежная масса. То есть в нашу экономику, которая на протяжении многих лет буквально задыхалась от безденежья, сегодня наконец-то вливается все больше и больше денег. Иными словами, в России повышается тот самый пресловутый коэффициент монетизации экономики (степень ее насыщенности денежными средствами. — Ред.).
Поэтому ничего удивительного в том, что у людей (не у всех, понятно, но у очень многих) появляется «лишняя копеечка», нет. Которую они вполне резонно пускают в том числе и на приобретение автомобилей. А такая покупка на фоне отложенного спроса, вызванного событиями 2022 года, сегодня крайне актуальна.
Ну и, разумеется, на потребительскую активность значительно повлияло то, что с конца октября прошлого года курс рубля практически не меняется. То есть у граждан появилась уверенность, что раз он стабилен, то можно совершенно спокойно заниматься крупными приобретениями. Вот и все «секреты» роста автопродаж в начале года.
— Только вот мы забыли о том, что при нынешних ценах на новые транспортные средства россиянам, даже несмотря на явное улучшение их материального положения, все равно приходится влезать в долговую кабалу. Только в феврале было выдано более 120 000 автокредитов (+90% относительно февраля 2023-го). И это при их невероятной дороговизне — спасибо Центробанку с его нынешней ключевой ставкой. В чем прелесть такой покупки?
КРЕДИТЫ — БРАТЬ!
— Я — и как экономист, и как человек, бравший и успешно погасивший и ипотеку, и автокредиты, — уверен, что практически любое подобное заимствование мало того что мотивирует зарабатывать больше, но еще и упорядочивает твою финансовую жизнь: расходы-доходы-потребление.
Вспомним общеизвестную природу кредита: берешь фиксированную сумму здесь и сейчас, а расплачиваешься по ней в течение нескольких лет, когда у тебя и зарплата однозначно вырастет (хотя бы просто потому, что все вырастет), и, соответственно, гасить долг станет легче. Тем более что он не будет таким обременительным, как на старте.
Да и вообще кредит хорош тем, что человек, по сути, покупает время на заемные средства. То есть вместо того, чтобы копить-откладывать, ждать у моря погоды, получаешь возможность приобрести это время и совершенно спокойно планировать финансовые операции на достаточно долгую перспективу.
Короче говоря, настаиваю на том, что брать машину в кредит выгодно. Выгодно и нужно, причем важно это делать здесь и сейчас. В противном случае будешь кататься на старье и испытывать внутреннее противоречивое чувство, когда тебе хочется, но у тебя нет возможности. А здесь ты удовлетворяешься за счет кредита, и твоя жизнь становится более яркой. И психологически, кстати, более устойчивой.
— Ну, насчет психологической устойчивости при покупке авто «не на свои» с вами — больше чем уверен — готова будет поспорить значительная часть читателей портала «АвтоВзгляд». И их доводы просты: не дай бог в стране после минувших выборов президента РФ произойдут не самые приятные для электората перемены. Ну, например, тот самый курс «деревянного» власти отпустят в свободное плавание или повысят шкалу подоходного налога, а то — и то и другое вместе. Как и чем тогда расплачиваться за кредитные авто? Не придется ли отдавать свежекупленную машину банкирам, у которых она остается в залоге?
— Разумеется, определенные изменения в нашей жизни произойдут, в том числе и в фискальной политике. Однако они точно не будут связаны с основной массой населения, с теми же покупателями автомобилей. Новации затронут, очевидно, либо наиболее состоятельную часть общества, либо тех, кто традиционно относится к малообеспеченным. Это не только и не столько пенсионеры, сколько многодетные семьи.
— Какими будут эти изменения?
— Не знаю. Но предполагаю, что половинчатыми и не смертельными. Например, всем очевидно, что вводить прогрессивную шкалу налогообложения необходимо. И это обязательно случится в следующем году. Но в каком виде — сегодня не скажет никто, кроме тех, кто имеет доступ к гостайне. Напомню, в ноябре прошлого года замминистра финансов Сазанов говорил, что нам не нужна прогрессивная шкала, и мы будем стоять на плоской еще неопределенно долгое время. Отсюда мой вывод о половинчатости. В любом случае катаклизмов точно не будет, так что не стоит бояться покупать новую машину.
Источник: www.mk.ru
Добавить комментарий